Валерия Тёмкина
драматург, писатель (автор сценариев, прозы, пьес, перформансов) /историк-исследователь/междисциплинарный художник

По первому образованию я историк, поэтому в своих работах я хожу по границам художественного и документального. Самое интересное для меня - случившееся в реальности, с человеком. Рассказ через документы, предметы, воспоминания, но средствами искусств. Разговор на гране выдумки и правды, поиск призраков прошлого в настоящем.

Мои интересы: нарративные источники, архитектура, антропология и история вещей, блошиные рынки, изучение памяти, стрит арт, гастрономическая культура, документальные проекты


Личный канал в тг

Новое

Между прошлым и настоящим

Блошиный рынок, пленка, март 2024

Резиденция от швейцарского фонда "Pro Helvetia", ноябрь-декабрь 2023
Я победила в отборе резидентов с проектом про Verdingkinder - детей, которых забирали у одиноких матерей, бедняков, цыган и других людей, и отдавали в приемные семьи и приюты. Это продолжалось с конца XIX века вплоть до 1960-х гг.

Часть резиденции прошла в Берне, часть в художественной резиденции Kaserne в Базеле.

Онлайн-выставка (пленочные фотографии, цикл "Хонтология")

Онлайн-выставка (цикл"Карточки" - полароидные снимки)

Кроме того, занималась исследованием материальной культуры и свойств памяти через изучение блошиных рынков.

Результатом проекта станет книга, написанная на грани художественного и документального.
Проекты
Спектакль по пьесе "Лишние (вещи)"
Режиссер - Елена Левина, 2024

История о женщине, рассказанная в трех ее возрастах. Она пропадает, и чтобы найти бабушку, внучке придется вернуться в старую квартиру, заполненную вещами.

Пьеса написана в резиденции в музее "Арткоммуналка. Ерофеев и другие" в 2022 году.

Одна из составляющих резиденции - выставка вещей, "хранителей памяти" жителей Коломны.

Одна из сфер моих интересов - материальная культура, антропология вещей, память и предметы, смерть вещи. Поэтому проект основан на коллекции, которой владеет музей - вещи из быта эпохи 60-х.

Блокнот для записей, где дети оставляли пожелания; духи "Красная Москва", туфли, запонки, сережка без камня - всё это источник воспоминаний. В них можно спрятаться и утонуть. Они же - ключ к спасению.


Мультфильм "Однажды в Рождество" для "Теос медиа", декабрь 2023

сценарист, куратор проекта
Пьеса "Великолепный дождь" (шорт-лист лаборатории "Чехов nоn-fiction", 2020)

Документальная пьеса, в которой нет ни одной авторской фразы - только ремарки. Я взяла дневник отца Антона Павловича Чехова Павла Егоровича и записные книжки самого Чехова.

Это диалог без диалога. Кажется, нет связи между фразами "Ночью был дождик, на дороге пыль прибил" и "Собака съела голубка желтого", которые Павел Егорович оставлял о быте имения Мелихово, с заметками его сына - писателя. Но связь можно уловить. Внутри есть ритм и рифмы, тонкая нить родства.

"Павел Егорович. Сделана большая дорожка, от дому до забора.
Раскатывают дорожку мимо скамейки. Слишком близко к Антону Павловичу.
Антон Павлович. Жизнь кажется великой, громадной, а сидишь на пятачке".

С этой идеей участвовала в питчинге Суздальского анимационного фестиваля от АСПИ (шорт, 2023) (мультфильм в жанре "анимадок" "Чехов, я твой отец") и в конкурсе иллюстрированных книг от импринта А+А (лонг))
Эскиз по пьесе "Торговка воспоминаниями"
В рамках лаборатории Московского областного театра кукол "Маленькая драма", 2021. Режиссер: Константин Землянский

История о мире, в котором научились продавать и покупать воспоминания в виде коктейлей.
Пьеса "Александр Николаевич, дорогой"
В рамках стипендии для талантливой молодежи от Союза театральных деятелей, 2022 год.

За основу я взяла дневник Островского, который он вел последний год своей жизни, посты с женского форума, анкеты из Тиндера и заседание Книжного клуба, посвященное "Бесприданнице".

Героини приходят к умирающему драматургу, чтобы "поквитаться" за свою жизнь. А ребята из Книжного клуба в нашем времени задаются вопросом: "А сейчас бесприданницы есть?".

В этом проете я сама стала режиссером читки.

" Коля. Обсуждают, что мать нашла Ларисе жениха. Карандышева. Которого она надеется полюбить. Он был жалкий, хотел застрелиться, но не смог. Пил. Мелкий чиновник.
Даня. Они все пили. Это же русская литература.
Коля. Обсуждали, на ком стоит жениться и как капитал приумножить. Вот это всё: «Пароход хочу купить».
Даня. Да я каждые выходные это от пацанов своих слышу. Эх, пароход, пожалуй, куплю!

6.

Затемнение. Входят Александр Николаевич со свечой в руке и Лариса. Она всё также стоит за его спиной. Ночь.

Александр Николаевич. Письмо Мысовской. Я простудился на репетициях и расхворался; у меня страшный катар и постоянное удушье: залиты легкие, я не сплю ночи и каждую минуту боюсь задохнуться.
Лариса. Александр Николаевич, дорогой.
Александр Николаевич. (вздрагивает, панически озирается) Кто здесь? Что такое?
Лариса. Ну как же. (выходит ближе к свету) Не узнаете? (напевает) Не искушааааай меня без нужды.
(Хор героинь подпевает Ларисе)
Другие проекты:

- Пьеса "Река Кости" (шорт-лист конкурса от театра "Суббота"), 2021.

После игры "Правда или действие" подросток тонет в реке. Девушка, в которую он был влюблен, возвращается в поселок через 15 лет.

- Пьеса "(Не)лишние вещи" о вещах оставшихся и уехавших (победила в фестивале "Охота за реальностью" в Театр.doc). Почитать пьесу.

- Пьеса "Путч, птицы и призраки", шорт-лист конкурса "Зачем я это помню?" от Ельцин-центра, победитель драматургической секции семинара "Мы выросли в России" (Махачкала).

Бабушка мальчика Ника умирает в дни Путча. Ее старая соседка Ольга должна отвезти его к Сергею, отцу, в деревню. На историческом изломе город наполняется призраками. Умершие - мама Ира и дед Коля - должны помочь им. Но есть проблема - отец не знает о том, что он отец. А мир стремительно рушится.

- Пьеса о гибели тургруппы Коровиной в горах Хамар-Дабан (с элементами театра кукол)

- Пьеса "Орбита. Без сахара" о последнем космонавте СССР Сергее Крикалеве и первом рейве в павильоне "Космос" на ВДНХ

Лаборатории и другие конкурсы

- участник лаборатории "От писателя к сценаристу" в Переделкино, 2023;
- участник лаборатории мюзикла от Театра-театра в Перми, 2022;
- победитель отбора на питчинг идей Суздальского анимационного фестиваля, 2023
- участник лаборатории балетной критики, 2024 (для меня - в рамках разработки танцевального перформанса).
- лонг-лист конкурса короткометражных фильмов "Сast", 2023.
- участник лаборатории "Меняем культурную среду вместе" (Новая сцена Александринского театра и школа "Инклюзион"), 2021
- участник лаборатории "Островский.Перезагрузка"(музей-усадьба "Щелыково"), 2021
- участник лаборатории для писателей в Великом Новгороде от АСПИ, семинаров в Петрозаводске и Махачкале, Форумов молодых писателей разных лет
- конкурс драматургии для детей и подростков "Молодые люди" от СТД (лонг-лист), 2021.

Книги пьес (по грантам): "Великолепный дождь", "(Не)лишние вещи"

абота

- Автор сценариев и библий к нон-фикшн анимации для студии "Тушите свет" (проекты, посвященные деятелям культуры, СССР и удивительным историям, произошедшим в реальности). А также сценариев визуализации для коммерческих роликов.

- Портфолио журналиста

- Редактор в СМИ и коммерческих компаниях, куратор и руководитель проектов в театральной и художественной сфере.

Образование: РГПУ им. А.И. Герцена (историческое краеведение, бакалавриат), СПбГУ (медиадизайн, журналистика, магистратура), аспирантура по социологии культуры и антропологии (СПбГУ)
Лекции и преподавание:

  • «Из истории промышленной архитектуры Петербурга: от депо до газгольдера» в Открытой гостиной библиотеке им. Лермонтова
  • Курс «Гастрономическая журналистика» в библиотеке Ржевская;
  • «1824: Петербург уходит под воду» в Открытой гостиной библиотеке им. Лермонтова
  • «История особняка Мурузи: Бродский вышел из дома» в Открытой гостиной библиотеке им. Лермонтова
  • занятия по драматургии для детей.
  • модератор дискуссии после спектакля «No woman, no cry» Невидимого театра.


Made on
Tilda